МОУ «СОШ № 102»
город Саратов
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Год перед школой — беспокойная пора для всей семьи будущего школьника. Первый класс — это не только новая ступень образования, но и новая веха в жизни. Неудивительно, что почти все заботливые и любящие родители, записав ребенка в школу, ненадолго теряют голову.

    Основные вопросы родителей

    Вопрос 1. Во сколько лет можно привести ребенка в школу?

    Ответ. Если на 1 сентября текущего года вашему ребенку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше — семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кроме того, в шесть с половиной — семь лет ребенок может учить и понимать заученное.

    Вопрос 2. Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?

    Ответ. Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию — не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. В результате такого обучения у детей складываются представления о речи, звуках и буквах. Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения. Хорошо, если до школы и в 1 классе вы будете читать вместе с ребенком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого человека.

    Вопрос 3. Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?

    Ответ. Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость.

    Вопрос 4. Какая помощь нужна первокласснику по математике?

    Ответ. Не мешайте первокласснику загибать пальчики при счете: таким образом он пересчитывает элементы множества, в данном случае — своих пальцев. Можно пересчитывать любые однородные предметы — карандаши, линейки и т. д. Следите за тем, чтобы число элементов в каждой группе ребенок обозначал цифрой (знаком на письме) и не путал понятия «число» и «цифра»! Множества можно сравнивать — больше или меньше и уравнивать — добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну. Считать лучше в пределах 10 Если ваш ребенок называет числительные до 100, это еще не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые.

    Вопрос 5. Что такое «продленка»?

    Ответ. Группа продленного дня создается во всех школах по заявлению родителей, которые хотят, чтобы их ребенок по окончании уроков находился под присмотром опытных педагогов. В группе продленного дня предусмотрены обед (платный), прогулка, развивающие занятия. Как правило, группа продленного дня работает до 16 часов.

    Вопрос 6. Можно ли носить в школу мобильный телефон?

    Ответ. Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.

    Вопрос 7. Можно ли носить в школу игрушки?

    Ответ. Да, можно! Игровая деятельность еще значима для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка негромоздкая и без острых углов. К сожалению, в игре, современные дети часто подражают не всегда положительным героям телевизионных фильмов, поэтому советуем вам следить за тем, что смотрит ваш ребенок.

    Вопрос 8. Чтобы поступить в школу, нужно пройти тест?

    Ответ: Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора). Исключение составляют только «государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта. Таким образом, если ваш ребенок не прошел собеседования или не сумел ответить на все вопросы, то это не должно никоим образом влиять на его поступление в школу.

    Вопрос 9. Часто в школах проводятся собеседования будущих первоклассников (теперь мы знаем, что они имеют статус только собеседований, а не вступительных тестов). Вопросы на собеседованиях — едины для всех? Кто их составляет?

    Ответ: В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно. Таким образом, единого перечня вопросов нет, однако есть наиболее типичные вопросы, которые вероятнее всего зададут вашему будущему первокласснику. 

    Вопрос 10. Могут ли ребенку отказать в приеме в первый класс, если он не смог ответить на вопросы?

    Ответ: Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение, только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении, родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа. Даже если ваш ребенок не в полном объеме прошёл собеседование, то это не может быть основанием для отказа. Максимум, с чем вы можете столкнуться — это беседа со школьным психологом, который порекомендует вам рассмотреть вариант «подождать еще год». Но это не более чем рекомендация

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Готовность и неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.

    У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. Особого внимания требует:

    • Правильность произношения звуков.

      До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причём особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (калтина вместо картина). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

    • Умение различать звуки речи на слух.

      Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить («опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.

    • Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

      Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.

    • Состояние словарного запаса.

      Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи- существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, птицы, овощи, животные...), которые начинают усваиваться детьми примерно с трёх — трёх с половиной лет.

    • Сформированность грамматических систем.

      Овладение ребенком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам...) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, — образуются так называемые однокоренные слова. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования — лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны. Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли.

    • Владение связной речью.

      Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому, о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. После 3-х лет, особенно к 4 — 5 годам, у ребенка уже имеются в наличии необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для нее — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идет уже о логической связи между отдельными предложениями.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Какие знания необходимы ребенку для успешного обучения в школе?

    • Развитие речи и готовность к овладению грамотой:
    1. развитие фонематического слуха;
    2. умение членить слова на слоги;
    3. умение членить простые предложения на слова;
    4. умение составлять предложения из 3-4 слов;
    5. умение пользоваться обобщающими понятиями;
    6. умение составлять рассказ по серии картинок;
    • Развитие элементарных математических представлений:
    1. счет и отсчет предметов заданного количества;
    2. владение прямым и обратным счетом в пределах 10;
    3. знание состава чисел первого десятка;
    4. умение соотносить цифру и число предметов;
    5. способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
    6. знание геометрических фигур;
    7. умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
    • Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:
    1. должен уметь назвать домашний адрес, полные имена родителей и состав семьи;
    2. общие понятия о различных видах деятельности взрослых;
    3. знать правила поведения в общественных местах и на улице;
    4. иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях;
    5. знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

    Психологическая готовность:

    • это твердое желание учиться,
    • получать знания;
    • понимание важности и необходимости учения;
    • проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
    • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
    • это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

    Личностная готовность:

    • умение строить отношения с учителем;
    • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
    • вежливость, сдержанность, послушание;
    • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки);
    • умение управлять своим поведением, оценивать его;
    • способность напряженного труда;
    • знать основные правила поведения.

    Описание задания для взрослых.

    Родителям необходимо сделать школу знакомой для ребенка как можно раньше, до 1-го сентября.

    1. Постарайтесь подробно рассказать ребенку о школе, о том, как проходит урок, как ведут себя дети в школе, какова роль учителя, чему учат в 1-м классе, что такое перемена. Объясните, что помимо учителя, в школе им встретятся другие люди (директор, завуч, другие учителя, руководители кружков и т.д.). Расскажите, чем они занимаются. Если у ребенка возникли вопросы, на них просто необходимо ответить подробно, с разъяснениями.
    2. Сводите будущего первоклассника на экскурсию в школу, в которой он будет учиться. Спокойно проведите ребенка по этажам, загляните в кабинеты, актовый и спортивный залы, столовую. Хорошо акцентировать внимание на приятных моментах жизни школьников: праздниках, кружках, совместных мероприятиях.
    3. Если есть такая возможность, лучше познакомить ребенка с его учительницей заранее. Когда идешь не просто в школу, а к кому-то, кто тебя ждет - это намного приятнее. Особенно, это важно для робких, стеснительных детей, а также, для тревожных ребят, у которых присутствует страх перед учителями и. плохими оценками.
    4. Психологические особенности шести- семилетних детей таковы, что лучше всего ребенок воспринимает новую информацию, осваивает новые модели поведения в игровых ситуациях, поэтому максимального эффекта знакомства со школой можно достичь, если поиграть с ним в школу. Посадите кукол, плюшевых медвежат, папу и бабушек за воображаемые парты, дайте ребенку попробовать себя в разных ролях - ученика, учителя, директора и того, кем ему самому захочется быть, объясните ему правила и разыграйте различные школьные ситуации -уроки, перемены, как попроситься в туалет, как познакомиться с соседом за партой, как вести себя в столовой и т.д. Самое важное, чтобы ребенок получил большое удовольствие от игры, поэтому наполните игру творчеством, радостью, ощущением успеха. Также, можно организовать игру "1-е сентября" и дать ребенку разные роли.
    5. Очень важно выяснить, какие опасения, фантазии по поводу школы имеются у Вашего первоклассника. Тактично, не напирая, расспросите его об этом. Начните с вопроса: "Тебе хочется идти в школу?" Если "нет", узнайте причины, и успокойте ребенка, убедите в необоснованности его опасений. Если же опасения обоснованы, например, ребенок чего-то боится или не знает о чем-то, все равно, сначала успокойте ребенка, а потом либо разъясните его незнание, либо поиграйте с ребенком в тревожащую его ситуацию и покажите способы выхода из нее. Например, если ребенок не знает, как подружиться, то можно поиграть с ним в игру про то, как новичок приходит в детский сад. Используя игрушки, сами изобразите новичка и покажите, как он знакомится с ребятами (их сыграет ребенок). Потом поменяйтесь ролями. Таким образом, вы научите ребенка модели поведения во время знакомства. Еще одной причиной любого стресса является резкость изменений, происходящих в жизни человека. Отсюда следующая рекомендация.
    6. Школа предъявляет свои требования к режиму и распорядку дня. Для начинающего школьника эти требования могут оказаться утомляющими. Поэтому, за неделю до школы начните поднимать ребенка пораньше, организуйте ему распорядок, приближенный к школьному, поиграйте с ним в интеллектуальные игры. Это позволит сделать переход к школьному режиму плавным и не ломающим естественный ритм жизни ребенка.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 09.00-12.00 14.00-17.00
    Вторник 09.00-12.00 14.00-17.00
    Среда 09.00-12.00 14.00-17.00
    Четверг 09.00-12.00 14.00-17.00
    Пятница 09.00-12.00 14.00-17.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    • Все документы
    • Локальные
    • Планы
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie